четверг, 9 января 2014 г.

Об учебнике для специальности Архитектура

         В 2013 году завершена работа над учебником «Основы аналитической архитектуры». Впервые в мировой истории зодчества, по обеспеченности научной учебной литературой, профессия архитектура становится в ряд наиболее развитых направлений жизнедеятельности. Учебник рассматривает архитектуру как комплексное и системное Знание и как результат аналитической работы зодчего. В нём использовано ещё одно важное аксиоматическое допущение – художественная сторона архитектуры не рассматривается предметом науки, но её присутствие всегда имеется в виду. Учебник является оригинальным наукоёмким и цельным сочинением и  отсутствует в отечественной и в зарубежной профессиональной литературе.
Цель учебника – нишу архитектурной науки перезагрузить системными знаниями. Оказавшиеся пустующими ячейки дополнены оригинальными авторскими многолетними исследованиями. Всё это обеспечивает единую, онтологическую и методологическую базу древней профессии.
В учебнике проблема рассматривается как концепция построения логической системы архитектурного Знания, с раскрытием сущности и формулированием их определений. Логическая система как бы показывает пути к наивысшему результату творчества – к созданию ансамбля, комфортного жилища и к кардинальному совершенствованию профессионального образования.
Здесь понятие профессии впервые обрело научное определение. Архитектура, как область знания, есть наука о принципах и методах формообразования и построения планировочной структуры в конкретных условиях: социальных, природно-климатических,   экономических, культуры, науки,  техники и градостроительной среды.
Учебник соотносит  профессию «архитектура» с обществом через точность результата работы.  Ранее подобное случилось в медицине. Когда-то был «единый» врач на все болезни. Архитектор, до сих пор «единый» на все типы зданий и сооружений. Время специализаций, а это не что иное, как время точных знаний – пришло и в архитектуру.
Острота проблемы точного систематизированного Знания неоспорима - все недостатки профессиональной подготовки далее проявляются в проектной практике. Эти проявления видим, прежде всего, в вычурных, поражающих своей странностью решениях архитектуры и осознаём неоправданно высокие удельные инвестиции и эксплуатационные расходы.
Учебнику предшествовала книга «Создать ансамбль архитектуры» (2010 г.). С выходом этих книг автор полон надежд на развитие нового направления профессиональной подготовки, на внедрение нового «научно-творческого» метода обучения, в отличие от изжившего себя «композиционно-творческого», регламентируемого сегодня Госстандартом.
Два года после выхода первой книги показали на незаинтересованность министерства Образования и Науки РФ в совершенствовании образования – книга даже не была замечена. ВУЗам же «не до книг», они не имеют возможности развиваться творчески, динамично, добиваться престижности - мешает неадекватность дисциплин профессии и Госстандарт. Зато за рубежом труд  оказался замеченным. Международной академией естествознания автору присуждена учёная степень почётный «Доктор наук», а комиссией по наградам «Европейского научно-промышленного консорциума» награждён Золотой медалью «Европейское качество».
 В России книга отмечена дипломом РАЕ как лучшее учебно-методическое издание из двухсот тридцати в отрасли  (Москва, 2011г.) и  дипломом II степени на конкурсе работ по архитектуре (Ереван, 2011г).
Результаты презентаций, докладов, конкурсов позволяют говорить о том, что научная  общественность, в особенности зарубежная, с большой заинтересованностью воспринимает идеи книг, включая структуру и научную аргументацию учебника, использование их многообещающего созидательного потенциала в профессиональном образовании,  в формировании «второй природы» и в развитии архитектурной науки.
Уместно обратить внимание на фундаментальный труд проф. А. И. Некрасова - «Теория архитектуры», 480 с.  Работа выполнялась в период, когда он находился в тюрьмах для репрессированных,  завершена в 1946 г. Издана  Стройиздатом лишь в 1994 г. Архитектура в ней рассматривается глубоко и всесторонне, но только как искусство. Книга весьма убедительна, интересна, она наполняет читателя гордостью за Человека и целесообразна в качестве учебника. Она способствовала бы углублению знаний в области искусства архитектуры. Однако более полувека она остаётся недоступной, - её нет даже в областных библиотеках. А по воле Минорбрнауки она должна была бы быть во всех архитектурных «Вузах».  Композиционно-творческий метод обучения и Госстандарт делают  упомянутые издания  невостребованными.
Рассматриваемый учебник подготовлен на основе материалов докторской диссертации автора «Исследование, разработка и построение системы архитектурного Знания, как необходимое условие устойчивого развития науки, образования и творчества». Диссертация завершена в 2008 г, но не защищалась, -  приоритет отдан двум изданиям общественного «потребления».
Учебник состоит из 4-х частей, включает 10 глав сквозной нумерации. Каждая глава могла бы быть развита до отдельной книги, а то и до ряда книг. Четыре части учебника потенциально содержат в себе многотомник древа фундаментального Знания Архитектура. Обширный труд лишь касается многих проблем, обеспечивая простор для пытливой мысли. Учебник не имеет иллюстраций. Он ориентирован на предшествующее издание «Создать ансамбль архитектуры», где их более тысячи. Но главное, «дело читателя самому иллюстрировать текст в соответствии с собственным влечением к конкретному. Книга не для тех, кто занят архитектурной рецептурой, близкой к плагиату, а для тех, кто творит» (А. Некрасов, курсив мой).
Объекты архитектуры предназначаются для удовлетворения многочисленных потребностей жизнедеятельности людей: бытовых, производственных, физических, эстетических, духовных; общественных и индивидуальных, государственных и корпоративных, гражданских и религиозных. Архитектура, материальная среда, является самой затратной отраслью среди всех проявлений жизнедеятельности. Она всегда формируется как техническая разработка, но так, что в ней неизбежно присутствует авторское видение архитектуры как искусства. Она наделяется субъективным эстетическим качеством, впрочем, как и всё, что создаётся человеком. 
Главным содержанием  архитектуры является форма и планировочная структура. Сочинение формы и её членений,  планировочной структуры внутри этой формы осуществляется при разработке проекта. Архитектурное проектирование представляет собой процесс, допускающий многообразие решений. Зодчий обязан в каждом отдельном случае найти наиболее удачное,  рациональное решение, соответствующее современному уровню социального  и экономического развития, науки, техники и культуры. Сочинение архитектуры подчиняется определённым правилам, которые вырабатывались веками народной и профессиональной практикой. Эти правила в большой мере соотносятся с эмоциями, с размышлениями «по разуму», с авторскими представлениями о «пользе и красоте» и далеко в недостаточной мере – с наукой.
         Учение об архитектуре, о её элементах, её реалиях и их соотношении между собой и с другими науками, изложено в многочисленных трудах и дисциплинах. Авторским исследованием, следовательно, и учебником, решены задачи исключительной важности – выявлены  и заключены в систему научного знания разрозненные правила.
         Если в подготовке вокалистов первостепенным является постановка голоса, то курс Основы аналитической архитектуры преследует постановку рационального мышления у учащихся вообще и изучение правил, элементов, реалий архитектуры в особенности. Сведения о каждой составляющей архитектуры логически включены в отдельные параграфы, главы, части учебника. В результате изучения учащийся должен понимать, что в архитектуре отдельный «элемент» выявляет свою значимость лишь в связи с другими реалиями, науками, в том числе с науками общественными.
         Наряду с отмеченными задачами, учебник преследует ещё одну очень важную цель - содействовать практическим занятиям учащихся по основной дисциплине профессии – архитектурное проектирование. В ходе проектирования сознательнее усваиваются правила теории и убедительнее решаются различные стороны проекта. Получаемые знания постепенно, в ходе учёбы, вносят в самостоятельную работу студента по специальности всё большую уверенность и разнообразие в художественные средства выразительности и помогают правильно раскрыть внутреннее содержание архитектурного произведения, его объёмно-планировочную структуру. Для тех не многих, кто избирает стезю исследователя, курс Основы аналитической архитектуры помогает яснее видеть объективное и субъективное в архитектуре как интегральную данность, зарождать новые научные прозрения в ауре  изучаемых истин.
Говоря о связи курса  с другими науками, следует иметь в виду, связь эта двухсторонняя.  Курс ориентирован на широкое использование математики, физики, философии, социологии, политэкономии и т.д. В свою очередь, он послужит основой для совершенствования и изучения смежных наук – строительных конструкций, теплотехники, архитектурной экономики и социологии, климатологии, климатической типологии и т.п.  Можно выразить уверенность, курс Основы аналитической архитектуры, станет фундаментом архитектурного образования зодчих всех специализаций,  да и других смежных профессий. Без знания этой науки немыслима любая проектная работа, сопряжённая с точным результатом.
Учебник несёт собой новый системный этап развития науки, архитектурного образования и в высшей мере соответствует Болонскому направлению. В его структуру логически вписываются многочисленные научные работы, выполненные в разное время и в разных регионах, что обеспечивает возможность каждой Школе быть самобытной, оставаясь в створе требований времени и реформы, «проводимой» министерством Образования и Науки РФ. Показательно, с принятием учебника и «новых правил», впервые в рамках одной отрасли, наука естественно начнёт работать на результат, без авторитарного «Сколково».
Чтобы изучение курса принесло практическую пользу, недостаточно беглого общего ознакомления с его основными положениями. Необходимо глубокое изучение предмета с закреплением знаний через навыки регулярного архитектурного проектирования и научного познания. Кроме того,  преподавателю, руководящему практическими занятиями учащихся, целесообразно занятия дополнять вспомогательным материалом: примерами из истории,  народной архитектуры, современной практики, из собственного опыта и упражнениями по своему усмотрению.
Можно надеяться на то, что учебник станет настольной книгой для систематической самостоятельной работы студентов, так как невелик по объёму, но содержателен. Он будет содействовать  повышению общего культурного уровня выпускников.

© Заслуж. арх. РФ, Почётн. работн. высш. проф. образ. РФ,
Канд. арх, проф. УГАХА и РАЕ, Почётн. докт. наук МАЕ                          В.И.Жердев

Комментариев нет:

Отправить комментарий