четверг, 29 марта 2012 г.

О новом «Госстандарте на архитектурное образование» и соответствует ли он «Болонским условиям»


В Вузе я с 1962 года. Учебные планы беспричинно менялись ежегодно. Но теперь, с подписанием Болонского соглашения, отрасль «Образование» подверглась категорически резкому реформированию. Изучая содержание «Госстандарта», возникают вполне правомерные вопросы. Так ли всё было плохо в архитектурном образовании? Чем Российское образование перестало удовлетворять потребности человека и общества? Каким архитектурное образование видится в рамках стандарта? Каким оно должно быть.
Цель настоящей работы – попытаться уяснить качественные позиции нового стандарта,  сравнить результаты образования предшествующих лет с перспективными, оценить обеспеченность учебного процесса теоретическими дисциплинами.
Фоном для исследования является постулат о том, что «Стандарты» всегда удел тоталитарных, порою, репрессивных режимов или крайне отсталых социумов.

Итак, о «Госстандарте».



Он оставляет удручающее впечатление,  по всем аспектам. Разработан «стандарт» не на научной основе, а на базе вольных рассуждений с крайне хаотичными, часто неверными знаниями ремесла зодчего.
Научная основа не позволила бы использовать слова и целые выражения, не имеющие отношения ни к профессиональной деятельности, ни к образованию. Примеры множественны. Раздел IV п.4.1. – «профессиональная деятельность выпускника – создание целостной искусственной материально-пространственной среды для комфортной жизнедеятельности человека…». Тоже в п. 4.2. Это махровая неправда! Перепутаны причинно-следственные реалии. Архитектор проектирует здания, сооружения, комплексы, благоустройство и озеленение участков. Именно в результате этой первопричины, опосредованно обеспечивается какая-то среда. По возвращении из Флоренции или Парижа, делясь впечатлениями, никто не может сказать: о, какую комфортную среду создал Брунеллески или Эйфель. Среда – это для фривольной беседы, жупел. О средовом подходе говорят учёные и поделом, исследовать можно всё что угодно. Но Вуз – это Храм Знаний. А в Храме фривольности недопустимы.
В п.4.3 указывается:  «Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности: проектная, научно-исследовательская, коммуникативная, критическая, организационно-управленческая, экспертная, педагогическая». Ясная категоричная команда для исполнения! Но, во-первых, здесь обижен Русский язык, не те падежные окончания. Во-вторых, не всё перечислено, не названы ещё сотни «дел». Бакалавр «ко всему» должен готовиться. Но более всего к тому, что каждому определено Богом. Вот архитектор  Макаревич – поёт, архитектор Вознесенский – поэт, архитектор Хотиненко – кинорежиссёр, архитектор Кубенский – главный редактор журнала «Татлин», архитектор Шишкин – мастер романтического портрета высочайшей пробы…  Команда Минобина оказалась невыполненной. Названных архитекторов Вузы «плохо учили». Совсем не учили. А как хорошо учить, если в перечне не указаны эти виды деятельности.  В результате - такие вот несоответствия.
Пункт Б.2: «знать принципы… управления климатом».  Климат это ж не автомобиль. Человечество не может и вряд ли когда сумеет управлять климатом.
  «Образовательный стандарт» изобилует вульгарной терминологией, нелепостями, абсурдными выражениями.
В стандарте категорически  указана «коммуникативная» деятельность. В архитектуре  коммуникациями являются: коридоры, лестницы, лифты и др. (см. энциклопедию). Здесь функциональный процесс – перемещения. Следовательно, «коммуникативная деятельность» бакалавра - перемещения в этих коммуникациях. Вздор.
Предмет «Рисование» разработчики «Стандарта» назвали по-новому -  «Основы профессиональных коммуникаций». Но «Рисование» - это тренажёр. Постоянные тренажёрные занятия рисунком, акварелью и лепкой  призваны обеспечивать абсолютное
зрение «его величество глаза» зодчего. Именно глаз проник в глубины космоса и создал универсальную математику, великий сопромат, величественный Парфенон и трепетный Дворец Дожей. Абсолютное зрение позволило нам иметь божественное чудо Света – собор Василия Блаженного. Глаз способен различать тончайшие оттенки цвета и света, видеть незаметные для нетренированных глаз мельчайшие размерные и цветовые соотношения, которые и обеспечивают гармонию в архитектуре. Подобное есть и в музыке – «ставится абсолютный слух».
«Знать организацию девелопмента, сферы недвижимости,…» Недвижимость – это к торговле имеет отношение. Не думаю, что Бакалавру «уметь  торговать» является первоочерёдным делом.  А «девелопмента» нет ни в одной энциклопедии! В английском словаре конечно есть. Но русский язык -  «О, великий могучий и правдивый…»          Бакалавр должен «уметь создавать объекты в городском контексте с учётом эволюции представлений о гармоничной среде». О, как! Об Акрополе представления не эволюционируют, о Московском Кремле, о среде собора Святого Петра в Риме, о среде Петергофа  и др. тоже не эволюционируют…- как представлялись ансамблями многим поколениям, так и последнее поколение восторгается ими.
Или вот перл: «Знать базовые принципы учёта требований безопасности жизнедеятельности при проектировании искусственной среды обитания и её компонентов». Ещё раз. Не проектирует зодчий искусственную среду, а проектирует здания!  И всё, что предусматривается проектом, «до гвоздя», всё делается надёжно, прочно, долговечно, на основе расчётов. Этому мы учим будущих зодчих. «Стандарт» вводит в процесс архитектурного образования базовую, обязательную дисциплину - «Безопасность жизнедеятельности». В архитектурных вузах все дисциплины - и общественные, и технические, и профессиональные направлены именно на безопасность, на гуманистические результаты. «Безопасность жизнедеятельности» - дисциплина армейских, полицейских вузов и, на худой конец, юридических. Правда, когда-то зодчие проектировали бойницы в стенах, защитные рвы с водой и подъёмные мосты. Неужели возвращаемся в древность?! Нет, всё же специальный предмет «Безопасность» -  это абсурд в архитектурном образовании, потеря времени ущербна для освоения профессии. Здесь более сотни наук напрямую связаны с архитектурой. Все они определяют уровень профессионализма. На их усвоение уходят десятки лет. Именно поэтому, а не случайно, говорят:  зодчими становятся к 45-50 годам. Студенты-архитекторы с трудом успевают осваивать едва ли 40-45 наук в период обучения.
Не хотелось здесь об этом писать, но придётся, образование-то всеобъемлющая отрасль. Чем больше становится чиновничьих инструкций, стандартов, правил, приказов, положений, экспертиз…, тем больше катастроф и никакой безопасности! Обрушиваются здания, например, Аквапарк в Москве. Автора «загнали» на тот свет. Причин и виновных не нашли. Но виновные есть, - чиновники, вернее, их «инструкции, стандарты пр.». В Сургуте в новом многоэтажном доме внутренние поверхности, за два месяца покрылись чёрной плесенью. Жить здесь опасно.  Проектировщики всё выполнили точно по «инструкциям», строители - точно по проекту. Не было бы «инструкций, экспертиз», можно было бы спросить с исполнителей. А с чиновников не спросишь, они ни за что не отвечают. Остаётся одно: отменить все «стандарты, инструкции и прочие чиновничьи абракадабры» и исчезнут обрушения зданий, сосульки с крыш, другие катастрофы…
В госстандарте указывается: «выпускник должен уметь разрабатывать архитектурные проекты с учётом решений, принимаемых специалистами-смежниками». Полное непонимание профессии зодчего. Архитектор все смежные дела принципиально решает сам, этому мы его учим, а расчёты к ним, по его заданию, делают узкие специалисты, сообразуясь с решением архитектора. Как по-Болонским условиям, я не знаю, Минобину
 видней. Но во все времена смежники самостоятельно решений не принимали. Взять хотя бы Грановитую Палату Московского кремля. Здесь воздушное отопление блестяще выполнили зодчие через каминные каналы. И виртуозно, и хорошо, и красиво, и без смежников. И без чиновничьих инструкций, нормативов и экспертиз…
Чтобы яснее видеть «стандарт», далее необходимо уделить внимание тому, каким было архитектурное образование в ХХ веке.
Профилирующими дисциплинами подготовки кадров архитекторов, писал А.Э.Коротковский, «являются две: практическая (архитектурное проектирование) и теоретическая – лекционные курсы. Теория включает относительно самостоятельные разделы: введение в специальность, основы теории архитектурной композиции, типология зданий и сооружений, основы градостроительства и районной планировки, социология архитектуры, перспективные проблемы градостроительства» [2, с.3].
Рассмотрим указанные теоретические дисциплины.
«Введение в специальность» раскрывает то, что ждёт выпускника после окончания вуза. «Основы композиции» – не о конкретных принципах, приёмах, методах разработки зданий, не о том, как их создавать, а о том, какими они являются в примерах, какими бывают по внешним формам. «Композиция», это всего лишь одно из многих базисных понятий. Оно не раскрывает механизмов формирования объекта архитектуры. Оно предстаёт в виде тренажёра составления, сопоставления абстрактных форм. «Типология» показывает типы зданий, их планы и решения форм; а как их формировать, то есть, как их проектировать, в зависимости от каких обстоятельств, причин, условий, требований – не раскрывает процесса.
«Основы градостроительства и районной планировки» – даёт сведения для эрудиции, для пополнения широты знаний вообще, но как делать тот или иной дом, снова вопрос остаётся открытым. Районная планировка – посвящает в глобальные стратегические и экономические вопросы правительственного государственного уровня.
«Социология архитектуры» – раскрывает потребности человека и общества, показывает их изменяемость с развитием социумов. Архитектору знать это нужно, но более необходимы эти знания «Заказчику», политикам. А архитектору – для обратной связи, для взаимовлияния. Некоторые «потребности» лишь подсказывают то, каким должен быть конечный результат работы зодчего, чаще в узком вопросе. А как делать архитектуру от «А» до «Я» вновь не содержится.
«Перспективные проблемы градостроительства», курс раскрывает проблемы транспорта, взаиморасположения важнейших  компонентов города (селитьба, промзона, парк, водозабор, очистные и т.д.) с учётом ограничений и перспективы его роста.
Теория закончилась, а как проектировать дом, здание, сооружение  ответа не имеем.
Коснёмся теперь практических занятий.
Архитектурное проектирование в ХХ веке занимало целиком два дня в неделю, 14 часов. Всё это время в группе (25 студентов) работали одновременно 3 педагога. За 5,5 лет учёбы студенты выполняли (руками) 30 архитектурных проектов, 30 тщательно подобранных и поставленных в определённой последовательности тем, типов зданий. Это блестяще показано Б.Г.Бархиным в исследовании  «Методика архитектурного проектирования». В УралГАХА пошли дальше. Все учебные предметы смежников были увязаны с темами проектов. Студент выполнял «смежные» курсовые или расчётно графические работы в составе архитектурного проекта. Учебное проектирование носило комплексный характер, как в жизни. К трём педагогам архитекторам добавлялись в разбежку во времени ещё 2-3 педагога-смежника. Все обсуждения хода разработки темы каждого студента с педагогами слышали все другие студенты. Любой педагог мог воспользоваться доской или экраном и обратить внимание всех на внезапно всплывший важный для всех вопрос темы проекта. Каждый и студент, и педагог мог участвовать в обсуждении. Это действо и было Школой роста знаний и практического мастерства. Оно компенсировало отсутствие в профессиональной подготовке зодчих цельной научно-теоретической дисциплины.
В дополнение к мощному процессу учебного проектирования – предусматривалась 8-ми месячная преддипломная реальная производственно-проектная практика в проектных институтах крупных городов страны.
Студенты участвовали в хоздоговорных научных и экспериментальных работах на кафедрах, принимали участие в региональных, всесоюзных и международных конкурсах на проекты зданий. Ко всем темам архпроектов писали рефераты. В результате подготовленность молодых специалистов была не хорошая, а исключительно хорошая, в том числе и по научной стезе. Например, автор настоящей работы, будучи на преддипломной практике в г. Калуге (8 месяцев), участвовал во Всесоюзном конкурсе по проектированию КЗАМЭ, который отмечен первой премией и был построен. А один месяц, июль, по решению партийных и городских властей, будущий дипломник работал главным архитектором областного центра. Из нашей студенческой группы  25% выпускников защитили диссертации! Всё сказанное – не единичный случай, а всеобщее правило подготовки зодчих. Так было. Наши успехи, видимо кого-то не радовали, или даже раздражали.
Вернёмся вновь к «госстандарту». Раздел VI – «Требования к структуре основных образовательных программ». Даны учебные циклы (таблица 2).         Первым назван цикл – «гуманитарный, социальный и экономический», и сюда же вписан п. 6.3 - «Иностранный язык и Безопасность жизнедеятельности».  Чудовищная  неразбериха, странность.  Везде и всюду существует цикл общественных дисциплин, изучающих различные стороны развития человеческого общества. Зодчие выполняют запросы этого общества. Здесь множество наук для изучения. В их числе: философия, эстетика, социология, идеология, экономика, политика, культурология, демография  и многие другие. «Иностранный язык» и, тем более, «Безопасность» к общественным дисциплинам не имеют отношения.
В таблице 2, в графе «перечень дисциплин для разработки программ, учебников и учебных пособий», против раздела первого цикла (общественные дисциплины), названы: «иностранный язык, история, философия, экономика, право». Почему-то другие, более важные предметы для профессии не названы. Взять хотя бы эстетику. Её ещё Гегель читал, а на Урале -  корифей Мартынов Ф.Т. Ущербность «стандарта» по общественным дисциплинам очевидна, начиная с названия.
Вторым в «госстандарте» назван «математический и естественнонаучный» цикл. Вернее было бы назвать – цикл естественных наук. В этот цикл познания зодчества фактически сейчас входят: математика, климатология,  экология, химия, бионика, ботаника. Из медицины – анатомия, антропометрия, физиология, психология, гигиена. Из физики – звук и акустика, свет и теплота, механика и термодинамика, электричество и астрономия,  радиоизлучения и другие.
Но «стандарт», вместо перечисленных и «действующих», в графе  против цикла естественных наук, нам предписывает взять в работу такие вот реалии:  «начертательная геометрия, строительная механика, архитектурная экология, архитектурная физика». Здесь к естественным наукам имеют отношение экология и физика. Дисциплины начертательная геометрия и строительная механика являются  техническими науками, а не естественными. Как видим, и здесь стандарт «грешит Незнанием».
Очень важно отметить: если внимательно посмотреть на дисциплины общественных  и естественных наук, то не трудно понять – все они целиком «работают» на профессию, обеспечивают львиную долю профессионализма архитектора.
Третьим в стандарте представлен «профессиональный цикл».  (Предыдущие тоже профессиональные). Вернее было бы назвать – цикл дисциплин профессии (ремесла) Архитектор. В их основе соответствующие теоретические и практические дисциплины. Разработчики не смогли  подобрать сформировавшиеся, известные, если и не фундаментальные, то значимые в профессии зодчего  науки и тренажёрные дисциплины.   Стандартом подаётся хаос дисциплин с приправой – «знать, уметь, владеть». Кстати, эта триада соотносится с боевой подготовкой молодого солдата. Она муссируется при изучении автомата Калашникова. Студенчество – население с особенной природой мышления. Это не солдаты.
Однако о третьем, «профессиональном цикле» стандарта (Б-3). Цикл представлен шестью направлениями (см. табл.2). «1- Архитектурное проектирование. 2-Архитектурно-строительные конструкции, материалы и технологии. 3-Инженерные системы и среда. 4-История и теория. 5-Профессиональный язык и средства коммуникаций. 6-Менеджмент, право и этика».
Против этих шести направлений, в графе перечень дисциплин,  указаны соответствующие учебные предметы, с которыми надлежит работать вузу. Даю строго по «стандарту». Вот они, по шести позициям: «1-Методология проектирования. Композиционное моделирование. Архитектурное проектирование (1 уровень). 2-Архитектурные конструкции и теория конструирования. Архитектурно-строительные технологии. Архитектурное материаловедение. Экономика архитектурных решений и строительства. 3-Средовые факторы в архитектуре. Инженерные системы и оборудование в архитектуре. Безопасность жизнедеятельности в архитектуре. 4-История пространственных искусств (архитектуры, градостроительства, изобразительных искусств, ландшафтной архитектуры, дизайна и др.). Теория архитектуры (основы теории архитектурной композиции, основы теории архитектуры и других пространственных искусств). 5-Основы профессиональных коммуникаций (графические, пластические, цифровые, вербальные и др. средства). 6-Профессиональная практика (архитектурное законодательство и нормирование; архитектурная этика; архитектурный менеджмент и администрирование)».  
Присмотритесь, сопоставьте попарно номера 1-1, 2-2 и т.д., - одно другому не соответствует. Порядок и последовательность отсутствуют. Бессистемность и беспорядок и в циклах и в дисциплинах. Но это пустяк в сравнении с тем, что здесь вообще нет научных дисциплин профессии. Не обозначены. Следовательно, разработчики с ними незнакомы.
Обозначены сомнительные или противоречивые направления и учебные предметы. Вот как  выглядят предметы 1-го направления. Архитектурное проектирование. Это цикл практических занятий. Здесь же «Методология проектирования». Но это, по названию, тянет на фундаментальную теорию и,  отнюдь, не предполагает разработку проекта какого-нибудь здания. «Теория» поставлена против практического цикла. Однако такой теории нет.
А что означает предмет «Композиционное моделирование»? Игру в детские кубики?  Композиция, это элементарное понятие, среди многих, которое характеризует результат действия, глагол несовершенного вида (составление-compositio). Абстрактное переставление форм, абстракций. Это категория искусства. А основой образования являются науки.  Нужно учить моделировать конкретный объект, создавать решение конкретного здания. Оно и будет «композиция». Композицию не проектируют, а подразумевают интуитивно, душой и всякий раз по-разному.
Стандартом стыдливо предлагается изучать лишь «Основы профессиональных коммуникаций» (5). Но почему не фундаментальный полный курс «Профессиональные коммуникации»? Рисунок, акварель, скульптура,  теперь «коммуникации»,  подвержены изучению. Здесь есть теоретическая часть. Но она очень мала. Практическая же часть велика до бесконечности. Разработчикам явно не известно в чём их необходимость для профессии. Этими «тренажёрами» нужно заниматься регулярно. Трудиться в поте лица нескончаемо  и тогда, когда профессионализм достиг уже высокого качества искусства.
Архитектурно-строительные технологии (направление 2)… Даже в разговорной речи недопустимо соединение двух понятий. А в науке, в отрасли образование, архитектурные и строительные технологии… Первые сплошная электроника, вторые – силовые машины и механизмы.
Нельзя понять  того, что в это второе направление вставлена дисциплина «Экономика архитектурных решений и строительства». Если «решение», то оно уже есть и экономики уже быть не может!  Есть стоимость. Экономика намного сложней. Она с архитектурой взаимодействует тогда, когда  ещё нет решения.  Стандарт не демонстрирует понимания того, что экономика архитектуры и экономика строительства – это совершенно разные реалии! Так же как в работе типографий и в поэзии (тонны словесной руды, Маяковский) – разные экономики!  Архитектура - отрасль, где работают, преимущественно,  мозгами и душой.  Строительство – тоже отрасль, но работают здесь, преимущественно, руками!

Направление 3 – «Инженерные системы и среда». Почему только «среда». Весьма актуально – Инженерные системы и экономика,… и социология (социальные потребности) … и наука (научно-технические достижения)… и местный климат… Здесь указан предмет «Средовые факторы в архитектуре».  Изучать надо саму архитектуру, со всеми её реалиями, а не только какие-то средовые факторы.
4-й цикл стандарта    рекомендует изучать «Историю пространственных искусств». Следовательно, непространственные искусства изучать нельзя. А если кому-то дано  Богом, например, архитектору Вячеславу Бутусову «послано» заниматься непространственным искусством, - музыкой... Четвёртый цикл рекомендует изучать и «Теорию архитектуры (основы  теории архитектурной композиции, основы теории архитектуры и других пространственных искусств)». Но такой теории нет, и никогда не будет. Как, например, нет теории «Физики». Не надо путать это понятие с «Теоретической физикой». А «Теоретическая механика» - это не теория «Механики». Нет теории «Истории», теории «Биологии», теории «Медицины».
Теорией условно, в разговорной речи называем все «словесные материалы», все имеющиеся исследования разных проблем. А вот исследования проблем и представляют собой теории: механика, электричество, магнетизм; национальное и интернациональное в архитектуре, экология человека, архитектура и климат и так далее.
«Теория архитектуры» в расшифровке за скобками, превращается стандартом в «основы теории архитектурной композиции, в основы теории архитектуры и других пространственных искусств». Не названо ни одной научной проблемы, ни одного научного направления. А ведь они есть. Их много, по разным Вузам.
Третий «профессиональный цикл  стандарта» не соотносится не только с Болонскими требованиями, но и с имеющимися научными достижениями архитектурных кафедр РФ, а следовательно и со здравым смыслом.
Теперь об общей организации образования.
По «Стандарту» бакалаврами становятся все. И троечник и отличник. А затем все становятся магистрами. Кто обязал всем выпускникам выдавать дипломы бакалавра и магистра, - опять безответственный чиновник. Практически, пока все продолжают образование в магистратуре, так как каждый считает бакалавра не доученным (4 года). И правильно, - «доученным» зодчий становится к 45-50 годам.
 Бакалавр с 5-летним обучением, по стандарту,  вряд ли пожелает убивать время на сомнительные научные знания. Отрасли «Архитектура» нужны классные специалисты и совершенно не требуются «теоретики». Отрасли достаточно того, что наукой занимаются многочисленные учёные кафедр архитектуры и их аспиранты. Замечу, многие из них одновременно и крупные мастера практики.
Однако появился прецедент. Весь курс в этом году отказался от магистратуры. Возникает проблема занятости педагогов. Обнаруживаются и другие  проблемы: стабильности работы кафедр, разнохарактерности творческих позиций в искусстве «архитектура» разных кафедр в ходе ступенчатого образования, разорение признанных научных направлений, потеря самобытности в творческой направленности  Вуза. Возникает неизбежная необходимость структурной перестройки кафедр.
На архитектурное образование стандартом отведено 7 лет!  Предполагается образование платным! Нельзя же предположить его бесплатным, так как  для государства, оно окажется разорительным! Но платным оно быть не может! Для нашего нищего народа  не подъёмно 7 лет платить! В архитектуру идут не по признаку высокого сословья, а только «от Бога». Чаще всего приходит учиться талантливая беднота! Теперь талантливые не придут, дорого, и придётся зачислять обеспеченных, но бесталанных.
 Принятый «Стандарт» - не ошибка. Нельзя уличить разработчиков в недостатке ума. Умные. Следовательно «стандарт» продуманный документ по уничтожению архитектурного образования России.
Факт подтверждается и тем, что оклад профессора сегодня меньше, чем зарплата вахтёра того же ВУЗа! Зарплата профессора должна быть не ниже генеральской. Образование – это основа существования цивилизации. От гибели цивилизации оружие не защищает! Защищает образование! Тому в истории примеров… Византия, Инки, СССР…
 Что можно предпринять, чтобы не только соответствовать «болонским условиям», но и превзойти их.
Установить срок подготовки - 5,5 лет. Категорически достаточный! Проверено временем и результатом дел!
Первые два года целенаправленно нужно обеспечивать подготовку исполнителей традиционных хрестоматийных архитектурных элементов в составе проектов и рабочих  проектов. За это время «шершавым языком вылизывать» ремесло зодчего, - «Морфологию архитектуры». После двух лет учёбы можно выдавать соответствующее свидетельство или диплом: Архитектор-исполнитель или Архитектор-техник. Таких и ранее было много и они всю жизнь трудились в проектных мастерских.
В следующие два года архитектурное образование основывается на изучении  «доминант архитектуры и освоении парадигм современного жилища и ансамбля». Проекты и к ним рефераты в этот период выполняются традиционно.
В девятом семестре, сентябрь-декабрь, студенты изучают «интегративные модели архитектуры и интегративные научные принципы как приём познания и творчества». Всё это имеется в зарубежных и российских исследованиях и в практике творчества. В это же время студенты  выполняют два проекта крупных комплексов: сначала все разрабатывают жилой, а затем, по желанию, общественный или промышленный. Эти учебные проекты студенты сопровождают рефератами, которые раскрывают главную проблему темы, основываясь на современных формах и методах научного познания. С 1 января по 1 сентября период преддипломной практики. Отличники учёбы направляются за рубеж. Остальные, с учётом пожеланий дипломников, - в крупные мастерские и города, в исторически значимые регионы. Дипломирование - с 1 октября по 15 февраля. Темы дипломных предварительно выбираются в начале 9-го семестра. В период практики темы уточняются. Дипломирование рекомендуется по основным важнейшим направлениям: жилище, общественное,  промышленное, реставрационное  и реконструкция. По желанию, как правило, отличники учёбы, в качестве дипломного в эти же сроки, могут выполнить диссертацию на степень магистра архитектуры. Они обязательно должны использовать  время практики для исследований, для изучения. Впрочем, как и все другие студенты.
После защиты, основная часть выпускников получает диплом с записью «Архитектор». Эти выпускники и есть массовое и крайне необходимое звено в отрасли Архитектура. Отличники учёбы – с записью «Архитектор-бакалавр». Бакалавр – это не учёная степень, а уровень образованности, степень обученности и, может быть, степень таланта. Таких окажется не много. Защитившие «магистерскую», они тоже отличники, получают диплом с записью «Магистр архитектуры или архитектор-магистр». Этих будут единицы. Они достаточны и интересны для кафедр и редких архитектурных НИИ.
По программам первых двух лет могут функционировать   обособленные  учебные заведения, - лицеи (техникумы). После 4-го семестра студенты здесь выполняют дипломную работу. Отличники, с 1 сентября, по собеседованию, имеют право быть зачисленными на 3 курс Вузов. Не отличники, проработав год, приобретя опыт, также по собеседованию, могут продолжать архитектурное образование.

Коротко о практических занятиях в ходе образовательного процесса.
Темы курсовых архитектурных проектов, как и прежде, подбираются так, чтобы охватить мыслимые и немыслимые вопросы, задачи и проблемы жизнедеятельности, в том числе и безопасность. От темы к теме сложность работы должна нарастать так, чтобы студент чувствовал новые усложнения. Без усложнений работать становится скоро не интересно, безрадостно. В сравнении с ХХ веком, учитывая наличие компьютера, число часов можно уменьшить, но не на столько, чтобы подготовка стала ущербной, но и оставить, как было, 14 часов в неделю нельзя, - «пустота» снимет напряженность процесса творчества. Творчество процветает только тогда, когда творец в постоянном напряжении, в азарте, в поиске не изведанного «интегрального» пути. В качестве первой пробы можно оставить 10 часов в неделю. Стандарт доводит эту цифру до 4-х в 9-м и до 2-х часов в 10-м семестре, что, пока категорически не допустимо. Почему «пока», потому, что нет пока теоретической базы, нет основательного учебника. Впрочем, он есть. Но чтобы его выпустить требуется 3 млн. рублей. Это обязательно скоро произойдёт. Если не в России, то за рубежом.

© Жердев В.И.

Использованные материалы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 270100 Архитектура (квалификация (степень) «Бакалавр»)  Утверждён приказом министерства Образования и Науки РФ 20.05.2010г. №546
2.Коротковский А.Э. Методологические основы системной теории архитектуры. Учебное пособие, изд. МАРХИ, М, 1987

Комментариев нет:

Отправить комментарий